Ему 23 года. В марте он взял первое место в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют».
В 2023 году Алексей окончил бакалавриат химического факультета в БФУ им. Канта, а сейчас учится в магистратуре университета по программе «Химическая экспертиза».
– У вас не педагогическое образование, как вы оказались в учителях?
– Мне было интересно объяснять химию ещё своим одноклассникам. А на первом курсе института я уже начал работать репетитором. Получается, все четыре года обучения набирался педагогического опыта. Возможно, свою роль сыграло и то, что моя мама – учитель русского языка и литературы. Наверное, что-то легло и мне на подкорку.
– Химия – не самый простой предмет. Есть ли у вас свои приёмы для её объяснения?
– Действительно, одно дело самому понять материал, а другое – уметь передать это понимание. Ещё со школы помню тех, кто говорил: «Химия – это очень сложно». Но я её такой не считаю. И у меня, конечно, есть идея донести информацию так, чтобы было понятно каждому. Приходится искать доступные аналогии. Например, тему химического равновесия я объясняю на бутерброде. Часть удачных приёмов перенял у своих педагогов из школы и вуза. Особенность преподавания химии в том, что нужно уметь своим объяснением создать картинку в голове ученика. И связать этот образ с теорией.

– Все ваши ученики хорошо разбираются в предмете?
– Это было бы слишком просто! Нет, конечно. Как и мои бывшие одноклассники, некоторые считают, что химия очень сложна.
– Ставите ли вы перед собой задачу их переубедить?
– Заинтересовывать каждого – невозможно и не нужно. Но ученик должен иметь базовое научное мировоззрение: знать, что дождик идёт не потому, что кто-то в бубен постучал. «Базу» стараюсь доносить до каждого, а в глубину иду только с теми, кому интересно.
Алексей преподаёт в 8-х, 10-х и 11-х классах, у него около 100 учеников.
– Сложно ли вам было найти общий язык с учениками, ведь от некоторых вы не так далеко ушли по возрасту?
– Конечно, был даже какой-то страх. На некоторых из старших классов я вообще смотрю в буквальном смысле слова снизу вверх. Но я понимал, что нужно завоевать авторитет. На мой взгляд, у меня получилось.
– Были ли у вас ожидания относительно работы в школе?
– Я считал, что у учителя огромное количество бумажной работы. Почему-то думал, что это сплошная проверка тетрадей, заполнение журнала, написание рабочих планов. Это было самое серьёзное опасение. Но реальная работа показала, что большая часть этих обязанностей – уже в «цифре». Здесь нет ничего сложного.

– Много разговоров про так называемую старую и новую школу. Вы их для себя разделяете?
– Думаю, они плавно переходят одна в другую, резкого разделения нет. Есть эволюция старой в новую. Химия – она всё та же, но приёмы обучения меняются в зависимости от среды. Сейчас широко используются цифровые технологии, в частности то же 3D-моделирование. На занятиях иногда обращаюсь к сайту, на котором можно увидеть молекулы в объёме. Это очень наглядно! То есть новая школа – это старая, в которую интегрированы новые методы, помогающие легче понимать материал. У нас в школе есть хорошая современная лаборатория, она тоже помогает усвоению.
– Сразу представляется, как из пробирки что-то наливают в другую и валит дым. Вы так делаете?
– Это слишком простые опыты (смеётся). Чаще всего в лаборатории я провожу дополнительные занятия для десятиклассников из классов химико-биологического профиля. Здесь мы имеем возможность делать полноценную лабораторную работу, например, по аналитической химии. Это наука о методах изучения состава вещества, я на этом профилировался в вузе. С помощью опыта можно установить, сколько того или иного вещества содержится в каком-либо продукте. Мы с ребятами определяли содержание аскорбиновой кислоты в соке яблока и апельсина. В яблоке, кстати, оказалось больше. Исследовали драже аскорбиновой кислоты, чтобы понять, соответствует ли фактическое содержание тому, что указано в составе.
– Соответствует?
– Обнаружили, что да. Так вот, эта лаборатория позволяет познакомить учеников профильных классов с методами исследований. Тогда они готовы к подобной работе в вузе.

– Насколько востребована специальность химика?
– Если вдуматься, они нужны везде. Но основное направление работы – это лаборатории анализа, они есть на любых производствах. В животноводстве или при производстве медикаментов нужны лаборанты-химики, которые будут контролировать качество продуктов. Я, например, практиковался на Водоканале. Мы собирали сточные воды по всему городу и анализировали их. В общем, работа для химиков в нашем регионе есть и оплачивается хорошо.
– Помогает ли вам знание химии в обычной жизни?
– Если в практическом смысле, то, когда покупаю медикаменты, могу чётко понять, как они действуют и на что. А в целом она даёт намного больше: как и любая наука, химия учит системности. Её понимание помогает строить причинно-следственные связи. И это умение распространяется на все стороны жизни.
– Какой совет дадите молодому учителю, пришедшему в школу в первый год?
– Подтянуть базовые знания. Неожиданно на конкурсе у меня выяснился их недостаток. Пришлось добирать очень быстро, это было сложно. Второй совет: не давать слабину в отношениях с учениками. Я мягкий по натуре человек, люблю договариваться, но в классе нужно установить чёткие правила с первого дня и ни в коем случае от них не отходить. И третий совет: хорошо влиться в коллектив. Коллеги всегда помогут.

– Вас хорошо приняли более взрослые коллеги?
– Мне максимально помогли материалами и советами. Была возможность даже присутствовать в качестве слушателя на их уроках. Также огромную поддержку оказали директор Василий Владимирович Борзенков и мой наставник Денис Викторович Прядухин.
– Вы довольны своим первым годом работы?
– Я считаю свой путь за год максимально успешным, учитывая победу в конкурсе.
– Что для вас значит эта победа?
– Конкурс оценивает в комплексе то, что ты из себя представляешь: твои знания, умение держаться перед классом, донести мысль, показать себя и ещё много чего. Победа – это подтверждение, что я пошёл по правильному пути. Подтверждение того, что я на своём месте.
Маргарита Башилова
Фото: Сергей Лисовик