Перейти к основному содержанию
Космические классы: всё, что вы хотели знать

Космические классы: всё, что вы хотели знать

22.11.2024
Новый формат обучения, позволяющий школьникам получить углубленные знания в области инженерно-технических наук, запущен в регионе в 2023 году

Ракетно-космическая отрасль – одна из самых высокотехнологичных в стране. Динамика её развития требует постоянного притока подготовленных специалистов: нужны инженеры, конструкторы,  технологи, слесари, токари, сварщики, операторы станков с программным управлением. «Космические классы» – начальная ступень в получении инженерно-космического образования.


От идеи к реализации

Проект в регионе реализует ОКБ «Факел» совместно с региональным правительством при поддержке госкорпорации «Роскосмос». В 2021 году первые классы такой направленности открылись в восьми российских регионах. В 2022 году эту идею на уровне Калининградской области подхватил предыдущий директор «Факела» Геннадий Абраменков и продолжает новый руководитель бюро Павел Дронов.

Директор ОКБ «Факел» Павел Дронов

Он вспоминает, что необходимость в открытии таких классов для предприятия тогда была очевидной:

«Два года назад мы решили изучить, насколько ученикам интересны технические специальности. Посещали школы и институты. И узнали, как нам показалось, довольно пугающие цифры: ЕГЭ по физике сдают два человека из ста».

Проработка вопроса длилась больше года как с правительством Калининградской области, так и непосредственно с директорами школ. Первые классы в области открылись в 2023 году в девяти школах. В этом году они работают уже в 21 школе и одном «Кванториуме».  


Специализация и профориентация

Помещение каждого класса и оформлено особым образом, и оснащено специальным оборудованием, покупка которого субсидирована из регионального бюджета.

В число оборудования, на котором работают ученики, входят ноутбуки для обучения работы в САПР (система автоматизированного проектирования), 3D-принтеры по пластику, наборы ракетостроительных конструкторов с возможностью установки настоящих реактивных двигателей на воде, воздухе или твёрдом топливе и наборы спутникостроительных конструкторов. Школьники получают возможность учиться и на оборудовании, непосредственно используемом в научно-исследовательских и производственных процессах, – практические занятия на нём проходят в «Кванториумах» и на «Факеле» при участии сотрудников предприятия.

«В ходе обсуждения с руководством школ пришли к необходимости приобретения специальных учебников авторов Перельмана и Сканави. Нас  потом очень благодарили, это было очень неожиданно», – говорит Павел Дронов.

При обучении акцент делается на изучении точных наук и предметов: математика, физика, геометрия, черчение. К этому добавляется внеурочная научно-проектная деятельность, тематические экскурсии, в том числе, на «Факел». Отдельное место в вопросе ранней профориентации занимают организованные встречи с космонавтами. Одна из последних прошла в сентябре: в лицее № 23 побывал 125-й космонавт, герой России Пётр Дубров. Он рассказал о своей жизни, о том, как пришёл к профессии, о полётах в открытый космос.

Космонавт-испытатель Пётр Дубров

«При наличии таких классов ребята получают возможность изучать новые технологии, пробуют, где могут себя найти. Тем более, что космическая отрасль объединяет огромное количество профессий», – считает он.


Практика и опыт

В Гусеве такие классы открыты сразу в двух школах. По словам Татьяны Егорычевой, учителя физики школы № 5, подобная специализация на востоке – очень логична. Здесь есть и учебные заведения, и предприятия, где ждут выпускников с подобными знаниями. Её ученицы сёстры-восьмиклассницы Виктория и Валерия изучают физику намного глубже, чем в обычных классах.

Виктория и Валерия, ученицы 8-го класса школы № 5 Гусева

«Нам нравится математика и физика. Космический класс начал работать только в этом году, и до его открытия мы даже не думали о работе в космической отрасли. А теперь хотели бы связать свою дальнейшую жизнь с инженерно-космическим направлением», – говорят сёстры.

В лицее № 17 Калининграда такой класс тоже открыли лишь в этом году на базе физико-математического класса. Одноклассники Максим и Полина признаются, что в этот класс их привёл интерес к космосу.

Максим и Полина, ученики 7-го класса лицея № 17 Калининграда

«Он очень красивый, загадочный, в нём много разных тайн. Мне с детства нравилось изучать эту тему», – говорит Полина.

И она, и Максим любят точные науки и намерены изучать их и дальше, хотя пока не уверены, что захотят работать в связанных с ними сферах.

В гимназии № 40 Калининграда космические классы работают уже второй год. И вполне успешно – уже в первый год обучения команда учеников 7-го класса принесла славу и школе, и Калининграду, взяв первое место в юношеской лиге на Всероссийском чемпионате по ракетостроению Воздушно-инженерной школы. В этом учебном году они отправятся на чемпионат снова.

Ученики 8-го и 11-го космических классов гимназии № 40 со своими наставниками

Ученики космоклассов гимназии активно разрабатывают проекты «космической» направленности, участвуют в тематических конкурсах и чемпионатах. Они учатся проектировать, конструировать, строить чертежи на бумаге и в компьютере, программировать, управлять 3D-принтером, разрабатывать дизайн и создавать  футурологические объекты. Совсем скоро школьникам предстоит сборка настоящего спутника. Спектр их деятельности так интересен, что заслуживает отдельного материала, который мы выпустим в ближайшее время.  

По мнению педагогов гимназии № 40, получаемые здесь навыки можно применять не только в космической отрасли. Кроме того, эта деятельность учит рассуждать, работать в команде и в целом разворачивает детей к знаниям.


Формировать будущее

Одна из основных задач открытия классов этого профиля – привлечение молодых инженеров в сферу космической отрасли, говорит директор «Факела» Павел Дронов. Перспективные  ребята получают возможность обучаться в профильных вузах по целевым программам предприятия, им гарантированы рабочие места в регионе.

Директор ОКБ уверен: помимо основного назначения, такая деятельность в целом популяризирует технические науки:

«За счет появления космических классов происходит своего рода переориентирование интереса ребят в этом направлении. Они понимают, что техническая наука – это интересно. Мы в целом получаем грамотных будущих специалистов, которым интересно то, чем они занимаются. А стране интересны и нужны они – нужно делать технику, современные машины, роботов и станки. Всё это создают как раз инженеры, которых мы и воспитываем».


Маргарита Башилова

Фото: Сергей Лисовик, Вячеслав Качалов

Вы здесь