Перейти к основному содержанию
Взрывная работа

Взрывная работа

14.12.2025

Как калининградские пиротехники МЧС России разбираются с «эхом войны»

 

Калининградская область продолжает жить с опасным наследием Великой Отечественной войны. В земле региона до сих пор покоятся сотни тысяч неразорвавшихся снарядов, авиабомб и мин, которые несут реальную угрозу даже спустя восемь десятилетий. Земля регулярно преподносит неприятные сюрпризы: смертоносные находки обнаруживают при строительных и сельскохозяйственных работах, а порой и во время обычных прогулок в лесу. При этом «начинка» боеприпасов – взрывчатые вещества и химические взрыватели – с течением времени не становится безопаснее. Коррозия металлических корпусов и разложение химических составов делают любую бомбу или снаряд лишь чувствительнее и непредсказуемее, превращая каждую такую находку в мини-катастрофу, ожидающую своего часа.

 

Тревожные цифры

 

С начала 2025 года на территории Калининградской области пиротехническими подразделениями было обнаружено и вывезено для уничтожения 23 488 взрывоопасных предметов, включая 50 авиабомб. Для сравнения, за аналогичный период предыдущего года было обезврежено 22 716 единиц взрывоопасных предметов, среди которых – 119 авиабомб.

 

Взрывная работа, изображение №2

 

Профессия – пиротехник

 

Нередко специалистов МЧС РФ по обезвреживанию взрывных устройств по старой памяти называют сапёрами, что создаёт путаницу.

В структуре МЧС России различие между сапёром и пиротехником носит в первую очередь ведомственный характер, хотя оба специалиста работают со взрывчатыми веществами. Традиционно термин «сапёр» закрепился за военными специалистами из Министерства обороны, которые действуют в зонах боевых конфликтов: разминируют или минируют территории. В то же время сотрудник МЧС, выполняющий задачи по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов в мирное время, официально называется пиротехником. Именно пиротехники МЧС России ежедневно обеспечивают безопасность граждан, ликвидируя находки времён Великой Отечественной войны – авиационные средства поражения: авиабомбы, реактивные снаряды, авиационные фугасы.

 

Взрывная работа, изображение №3

 

Опасная служба

 

Ежедневно пиротехники МЧС России в Калининградской области ведут кропотливую и чрезвычайно опасную работу по обезвреживанию этих смертоносных находок. Эта работа по праву считается одной из самых опасных.

«Мы работаем с авиационными бомбами. За этот год мы обезвредили пятидесяти- и стокилограммовые бомбы. Приезжаем по заявке, примерно знаем, что это, потому что имеем базу данных по времени войны, что там происходило, выезжаем на место, осматриваем сам боеприпас: возможно ли его транспортировать, можно ли уничтожить на месте, в каком он состоянии, предварительно определяем калибр, сколько взрывчатого вещества необходимо нам для его уничтожения, смотрим на погоду – нельзя работать в метель, сильный ветер, дождь, и затем либо на месте, или увозим на полигон, где уничтожаем боеприпас», – рассказывает начальник пиротехнического подразделения поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области Алексей Рубцов.

Взрывная работа, изображение №4

 

Больше всего взрывоопасных находок обнаруживают в Краснознаменском районе – здесь проходили бои Гумбиннен-Голдапской операции. В Черняховске за этот же срок извлекли 22 авиабомбы. В Балтийске до сих пор идут сложные работы по разминированию затонувшей баржи с боеприпасами – калининградские пиротехники ведут их совместно с Центром спасательных операций особого риска «Лидер». Баржа находится примерно в 1,5 километрах от берега Балтийска на глубине около 17–20 метров. Судно разломано на части и занесено илом, а взрывоопасные предметы находятся как в трюмах, так и разбросаны вокруг.

 

В Калининграде за минувшие полгода поступило два сообщения: в одном случае жители нашли 50-килограммовую авиабомбу, в другом – 100-килограммовый снаряд привезли вместе с гравием из карьера.

 

Нашёл в огороде?

 

Проблема неразорвавшихся боеприпасов времён Второй мировой войны остаётся острой для Калининградской области. Со смертоносными находками времён войны жители области часто сталкиваются в самых обычных ситуациях: на собственном огороде, во время посадки картошки или на берегу реки, куда пришли отдохнуть. Ржавый снаряд способен годами лежать в земле, пока его не обнаружит лопата садовода или ковш экскаватора. И эта встреча может стать роковой. Пиротехники МЧС РФ напоминают: даже через 80 лет после войны обычный осколочный снаряд или авиабомба сохраняют свою смертоносную силу и могут сдетонировать от малейшего неосторожного движения.

 

Взрывная работа, изображение №5

 

Большая головная боль спасателей – это копатели металлолома, которые разбирают найденные снаряды, и порой такие «разборки» кончаются трагически. А ведь всё, что нужно, – это просто обратиться к специалистам. Тем более, как подчёркивает начальник пиротехнического подразделения, все работы спасатели проводят бесплатно.

«Не надо её никуда тащить, пытаться разобрать, подпускать к снаряду «грамотного специалиста»: да, вот, я в армии служил, разбирал. Там внутри всё пришло в негодность. И это первая ошибка – начинка никогда не станет хуже со временем, она может стать более чувствительной, мощность её не понизится. Обнаружили, оградили место и позвоните по номеру 112», – отмечает Алексей Рубцов.

Своя коллекция

 

У Алексея Рубцова есть необычное увлечение – он собирает обезвреженные боеприпасы, которые уже не содержат взрывчатых веществ, для учебной коллекции. Это образцы артиллерийских снарядов, мин, взрывателей. Изучение устройства боеприпасов помогает лучше понимать, с чем приходится сталкиваться, что ещё лежит до поры до времени в калининградской земле, и как с этим обращаться.

 

Взрывная работа, изображение №6

 

В учебном классе хранится уникальный экспонат – 50-килограммовая немецкая авиабомба с бетонным корпусом, созданная в военные годы из-за острой нехватки металла. Этот редкий образец обнаружили в посёлке Куликово, прямо на пляже.

«Я увлекаюсь историей, пытаюсь понять, как этот предмет попал сюда. Уже проведя анализ, понимаю, какой тип самолёта был, пытаюсь понять, почему снаряд не сработал. Из ста бомб примерно тринадцать могут не сработать. Это может быть по причине заводского брака, или не на тот грунт упала бомба, но от этого она не становится менее опасной, если не взорвалась», – рассказывает Алексей.

Взрывная работа, изображение №7

 

Главное в работе

 

Профессия пиротехника – это постоянное напряжение и собранность. Ошибка здесь непростительна, а каждый снаряд сравним с диким зверем – непредсказуем и опасен. Приходится вырабатывать в себе тонкое чутьё. У пиротехников существуют свои неписаные правила. Никто не строит планов перед выездом и не желает друг другу удачи – такие приметы стали частью профессиональной культуры и помогают сохранить концентрацию.

«Страх – это нормальное явление. Перестать бояться нельзя. К каждой бомбе, к каждому снаряду нужно относиться как к первому в жизни, даже если за плечами больше сотни обезвреженных. Это страх, переходящий в уважение, – объясняет специалист. – Никакого панибратства. Это как погладить медвежонка или тигра. Всегда анализирую, продумываю каждый шаг. После выезда обязательно разбираем, что сделали правильно, где могла быть оплошность. Это постоянный риск. Шутить здесь нельзя».

Взрывная работа, изображение №8

 

Работа спасателя-пиротехника – не просто профессия, а настоящее призвание. Каждый выезд – это риск, где любая ошибка может стоить жизни. От их профессионализма зависит безопасность людей: это ежедневная ответственность, требующая полной концентрации и опыта. Алексей Рубцов говорит просто:

«Есть такая профессия – спасатель людей».

Взрывная работа, изображение №9

 

Алёна Мананкова

Фото Елены Тишиной

Вы здесь