Перейти к основному содержанию
От кирхи до церкви

От кирхи до церкви

В 2025 году в регионе отмечается 40-летие православия в Калининградской области. В этом же году последняя немецкая кирха в Калининграде стала православной

 

Это бывшая капелла святого Адальберта, ныне церковь Архангела Михаила. «Большая районка» рассказывает о необычной судьбе культового сооружения и её настоятеля.

 

Готика с иконами

 

В советское время наш регион был единственным в СССР, в котором не было православных церквей. Если кто-то хотел обвенчаться или покрестить ребёнка, ездили, к примеру, в литовский Шауляй, где находился православный приход.

 

От кирхи до церкви, изображение №2

 

Калининградцы ещё по старинке называют церковь Архангела Михаила кирхой святого Адальберта. Нужно время, чтобы мы привыкли к тому, что последняя кирха в Калининграде перешла в православие. Ведь первая служба здесь прошла на Пасху, 20 апреля 2025 года.

Для Калининградской области это обычная практика. С середины 80-х церкви не строили с нуля, а переделывали из немецких христианских культовых сооружений. Приезжие же изумляются: как так, готическое строение, а внутри православные иконы? У местных жителей никакого внутреннего противоречия это не вызывает.

 

Туристическое место

 

Настоятель храма Архангела Михаила Вадим Трусов отмечает: церковь находится в туристическом районе, в бывшем Амалиенау. Конечно же, туда заходит огромное количество не местных прихожан, а любопытствующих туристов. Но он к этому относится с пониманием и ничуть не против.

«Особенно когда люди приезжают из России, где, можно сказать, избалованы православием. Вчера, допустим, были люди из Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Вот интересно с такими людьми пообщаться, для которых это, конечно, является откровением. Как в стенах католической капеллы находится православный храм? Но вот когда людям указывают, что с этого храма началось православие на Калининградской земле, для них это дополнительно является мотивацией по-другому взглянуть на историю нашей области, посмотреть другие объекты», – рассказывает настоятель.

От кирхи до церкви, изображение №3

 

Традиции

 

При беглом взгляде признать в строении православную церковь действительно сложно. Даже крест наверху католический. Но на это есть объяснение у отца Вадима:

«Мы все христиане. Вспомните, греческий крест на Крестовоздвиженской церкви на Острове в Калининграде тоже другой».

Внутреннее убранство тоже не каноническое: там нет фресок, росписей, большого количества золота. Лишь деревянное резное алтарное пространство с православными иконами.

 

От кирхи до церкви, изображение №4

 

Есть даже стасидия – откидное сиденье и образующееся после откидывания небольшое место для стояния. Опору на спину с подлокотниками уже оценили пожилые прихожане. Однако это преимущественно традиция православных храмов, к примеру, Греции, Турции, Румынии.

Иконостас сделан специально для храма, вырезан в готическом стиле. При этом в православной традиции есть подобные примеры, объясняет Вадим Трусов и добавляет, показывая на стрельчатую нишу в одной из стен, что некоторые католические традиции будут переделаны:

«Здесь, скорее всего, была исповедальня. Она же в форме шкафа была. С одной стороны подходит мирянин, с обратной стороны священник. Здесь будет деревянная резьба в подобие иконостаса. И будет икона, соответственно, Голгофа с предстоящими, то есть тот образ, который обычно ставится на месте, где ставят свечу за упокой».

От кирхи до церкви, изображение №5

 

Также тут планируется установить большую икону Архангела Михаила, в честь которого и названа теперь церковь.

 

Что было раньше?

 

А в советское время здесь располагалась фабрика по производству зубных протезов, потом филиал института земного магнетизма (ИЗМИРАН).

В 2010 году за подписью Владимира Путина здание было передано на баланс Русской православной церкви. Но реставрация ещё долго не начиналась, так как учёные не хотели съезжать. Это растянулось почти на восемь лет. И только в 2019 году начались активные работы. Реконструкция культового сооружения велась шесть лет.

 

Работы было много, ведь в советское время здание разделили на два этажа, а стену выложили из силикатного кирпича, врезав в неё прямоугольные окна.

 

Так уж сложилось, что сам настоятель эту церковь помнит с детства. Его бабушка и дедушка жили в доме за ней. Это бывший дом пастора, именно в нём нашёл последний приют архитектор Фридрих Хайтманн. Тот самый, спроектировавший половину домов в районе Амалиенау и на свои деньги – кирху святого Адальберта.

 

От кирхи до церкви, изображение №6

 

Неисповедимы пути

 

Вадим Трусов в детстве часто проводил время в этом доме. Вспоминает, что его бабушка до конца жизни называла кирху «протезкой». А на вопрос, думал ли он когда-нибудь, что станет священнослужителем, да ещё и в этой церкви, отмечает: «Конечно же, нет!» И добавляет, как и полагается батюшке: «Неисповедимы пути господни».

 

Один стрельчатый портал заштукатурен, до войны в этой нише располагалась мозаика святого Адальберта. Вадим Трусов вспоминает – в советское время там «поселилось» изображение учёного:

«Это восточная сторона, со стороны апсида. Там в советское время висел такой баннер, плакат: учёный в белом халате, шапочке и с перфолентой. Нигде не могу найти фотографии с этого ракурса».

От кирхи до церкви, изображение №7

 

Всё возвращается

 

Сам священник живёт в бывшем доме пастора с 1992 года:

«Мои предки тут жили с 1967 года. То есть я приехал сюда ещё мальчишкой пятнадцатилетним. Отец был военным. И я должен был служить. Хотя я и сейчас служу, с 2011 года, но на другом поприще».

Так как православию на калининградской земле официально всего 40 лет, в регионе нет потомственных священнослужителей, объясняет Вадим Трусов: «Даже если у кого-то отец священник и сын становится священником, это вот второе поколение максимум. То есть таких у нас глубоких династий, как, допустим, в России, а я встречал таких людей, у которых папа, дедушка были священнослужителем, а прадедушка – священномученик, у нас, конечно, с таким не встретишься пока».

От кирхи до церкви, изображение №8

 

Исповедь

 

Священник признаётся: желание молодого человека посвятить себя Богу родственники не то чтобы поддержали, скорее смирились:

«Я бы не сказал, что они были атеистами. Всё-таки они верили. Ну, это такая, больше своя, вера, время тогда было другое.

Мы с бабушкой ездили в церковь, когда я ещё был подростком. Как так получилось – сам удивляюсь. Отец военный, мама – педагог. Стандартная такая советская семья. Но так часто бывает: люди искать начинают. Человек не может жить без поиска. У человека возникают вопросы. Тогда мне бабушка сказала: чтобы не было войны, надо Богу молиться. Почему такой вопрос возник? Потому что я очень любил передачу «Международная панорама». Там я услышал о том, что мир находится на грани ядерной войны. Мне было года четыре-пять, когда я задался этим вопросом, как же это предотвратить? Надо Богу молиться. Наверное, это было первым шагом.

Вот крестился уже сознательно. Мне было 13 лет, я крестился в Крестовоздвиженском соборе, который на Острове. Он тогда функционировал первый год. И ещё был в очень плачевном состоянии. Другая бабушка, она здесь не жила, организовала мне крещение, дала денежку на пожертвование. Сказала, иди, покрестись, и я этого очень хотел. Папа, мама поддержали решение, чтобы я стал священником, приняли.

Но самое главное, что матушка, жена моя, приняла это всё. Потому что мы когда в брак вступали, я же не готовился священником быть. Она просто выходила замуж за молодого человека, который работал на работе, как и все».

Первые прихожане

 

Пока мы общаемся, к отцу Вадиму то и дело подходят прихожане. Кажется, что всех их он знает по имени. Перед благословением задаёт бытовые вопросы, люди охотно рассказывают. Он объясняет: для людей, которые здесь проживали, было интересно, когда же откроется храм? Потому что многие соседи, как и его бабушка, помнили, что здесь находилось, и реконструкция происходила на их глазах, в церковь они устремились не из праздного любопытства.

«Многие люди, которые здесь живут, становятся прихожанами. Причём некоторые из них – впервые. Есть у нас такие бабушки, 80-90 лет, которые в храмы не ходили – далеко. И когда рядом открыли храм, и они сюда пришли, для них это стало откровением и началом их пути ко Христу».

От кирхи до церкви, изображение №9

 

Евгения Дроздова

 

Наша справка:

 

Строительство католической капеллы Святого Адальберта в новом районе Кёнигсберга Амалиенау началось 16 июля 1902 года по проекту архитектора Фридриха Хайтманна.

 

Освящена 14 ноября 1904 года. В 1932 году архитекторами Йоханнесом Лауфером и Георгом Шёнвайлером к капелле было пристроено сооружение со стрельчатыми окнами с севера и юга и портал с большими круглыми окнами, после чего капелла получила статус кирхи Святого Адальберта. В 1939 году был перестроен алтарь.

 

В ходе боевых действий Второй мировой войны кирха получила повреждения. В послевоенные годы пристроенная часть была разобрана на кирпичи, а старое помещение отдано под протезное предприятие. С 1975 по 2019 годы здание кирхи занимала магнитно-ионосферная обсерватория (ИЗМИРАН), ныне – администрация Западного отделения исследовательского Института земного магнетизма Академии наук Российской Федерации. Внутреннее помещение бывшей кирхи Святого Адальберта было перестроено и разделено на три этажа.

 

Находится на проспекте Победы, 41, является объектом культурного наследия регионального значения.

Вы здесь