Перейти к основному содержанию
Тысячи судеб в «Бессмертном полку»

Тысячи судеб в «Бессмертном полку»

17.05.2025

В День Победы центр Калининграда превратился в живую реку памяти – 68 тысяч горожан прошли в строю «Бессмертного полка», неся фотографии своих героев. Их истории – это живая летопись войны, наполненная болью, гордостью и надеждой

 

Я вернулся

 

Первой, кто открыл перед нами двери своей памяти, стала Зинаида Алексеевна Павлюк, Заслуженный учитель школы РСФСР. «Вся жизнь моя прошла в Якутии. Дочка моя переехала, и я на пенсию вышла и переехала к ней, сейчас мы с ней живём в Гурьевске», – рассказывает она.

Зинаида Алексеевна – дитя войны. Она помнит тот страшный день, когда Великая Отечественная война ворвалась в её беззаботное детство. Ей было всего шесть лет. Отец и дедушка ушли на фронт: «В семье нас было четверо, и мама одна, – вспоминает Зинаида Алексеевна. – Уже с восьми лет я работала, каждое лето». В этих простых словах – отголосок тяжёлого времени, когда дети рано взрослели. Отец Зинаиды Алексеевны не любил говорить о войне. Эта тема, казалось, бередила в его сердце незаживающую рану. «Когда мы спрашивали его о войне, он обнимал нас, – рассказывает она, – и говорил: «Я вернулся, радуйтесь, что я с вами». В этих немногих словах – вся тяжесть пережитого, но и безмерная любовь к семье, желание оградить их от ужасов войны. Вернулся отец Зинаиды Алексеевны уже после окончания советско-японской войны.

 

Зинаида Алексеевна Павлюк

Зинаида Алексеевна Павлюк

 

Путь воина до последнего дня

 

В молчаливом строю не только дети войны, но и те, кто пришёл почтить память героев СВО. Оксана Юрьевна Володина держала в руках портрет своего мужа, заместителя командира батальона 22-го мотострелкового полка 44-го корпуса армии Владимира Владимировича Володина, погибшего в ходе боевых действий 8 августа 2024 года под Курском. «Он служил в армии 25 лет, – голос дрожал, но звучал твёрдо. – Мы были всего 5 лет на пенсии… Но он не мог сидеть сложа руки, ушёл добровольцем в БАРС-14. А потом он добился, чтобы ему снова подписали контракт. Снова надел погоны и добровольно ушёл на фронт. Самое главное – мирное небо… Чтобы больше никто не терял своих близких. Я волонтёр СВО, руководитель волонтёрского движения, два года уже помогаю ребятам… Это единственное, что сейчас имеет смысл. Чтобы они вернулись домой живыми».

 

Оксана Юрьевна Володина

Оксана Юрьевна Володина

 

Стихи на крафт-мешках

 

Зоя Дмитриевна Фролова-Остен бережно прижимала к себе портрет любимого мужа Всеволода Викторовича Остена. «Мы прожили с ним 25 лет вместе, он всю жизнь работал журналистом», – рассказала она. Сама Зоя Дмитриевна – ребёнок войны. Ей едва исполнилось одиннадцать, как пришла война. «Когда немец подходил к Москве... Нас всех согнали, и «тюремщиков» тоже. Мы строили дорогу... День и ночь, не разгибая спины, а потом шли по ней же».

В июле 41-го, совсем юным, Всеволод Викторович ушёл на фронт. Запорожье, окружение, партизанский отряд… Судьба бросала его в самое пекло. Весной 42-го – плен. Побег, и снова плен, на этот раз у самой швейцарской границы. Казнь заменили концлагерем Маутхаузен. Там, на работах в каменоломнях, люди не выдерживали более месяца. Остен не только выжил, но и писал стихи, которые чудом сохранились на обрывках бумажных крафт-мешков. «Три инфаркта пережил... Три! – в голосе Зои Дмитриевны звучала смесь восхищения и боли. – А умер на четвёртом у меня на плече... Ни разу не пожаловался. Никогда!»

 

Зоя Дмитриевна Фролова-Остен

Зоя Дмитриевна Фролова-Остен

 

Мы победим!

 

С трепетом делился историей своей семьи Геннадий Викторович Кретинин, доктор исторических наук, профессор БФУ имени И. Канта, ведущий сотрудник Калининградского областного исторического музея. Он бережно держал в руках портрет отца, словно живую связь с прошлым. Пришёл вместе со своим крестником. В голосе Геннадия Викторовича звучали гордость и глубокое уважение, когда он рассказывал: «Отец – участник Восточно-Прусской операции, а мой тесть завершил войну на косе Фрише-Нерунг. Отец был призван в армию летом 1941 года, прямо с 4-го курса Воронежского государственного университета. Был математиком, подающим большие надежды, поэтому его и направили учиться на метеоролога. Назначили в авиацию – он давал разрешение нашей авиации на взлёт, выполнение боевых заданий. Сам сидел с пулемётом и отбивал атаки немцев! Получил Красную Звезду и медаль «За боевые заслуги». В завершение своего рассказа Геннадий Викторович с уверенностью произнёс: «Я хочу пожелать всем хорошего настроения! Мы победим!»

 

Геннадий Викторович Кретинин

Геннадий Викторович Кретинин

 

Внучка хранит память о герое

 

История Юлии Сергеевны Фетисовой о её дедушке, Петре Ивановиче Головне, не может не тронуть сердце. Медаль «За взятие Кёнигсберга» – лишь малая часть его подвига. Дорогами сражений он дошёл до Пиллау, Балтийской косы. Юлии Сергеевне посчастливилось лично общаться с дедушкой: «Хотя воспоминания давались ему тяжело, он делился тем, как защищал свою Родину». После войны Пётр Иванович вернулся к мирной жизни, уехав в Черемхово, где работал шахтёром. Тяжёлый труд не прошёл бесследно, он получил травму. Но, несмотря на все трудности, оставался человеком с сильным духом. Слова Юлии Фетисовой отзываются в душе каждого: «Мирного неба! Самое главное – помнить, ведь всё, что мы помним, остаётся всегда с нами».

 

Юлия Сергеевна Фетисова

Юлия Сергеевна Фетисова

 

Никто не забыт, ничто не забыто

 

Директор школы Лилия Николаевна Болтнева поделилась трогательной историей своей семьи: «Это мои бабушка и дедушка, родители моей мамы. Советские семьи, как известно, были большими, и их семья не была исключением – у них были по семь братьев и сестёр. В Великую Отечественную войну многие из них ушли на фронт. У бабушки трое братьев воевали, и все вернулись живыми. У дедушки один брат пропал без вести, но теперь мы знаем, что он пал на поле боя... К сожалению, их уже нет с нами. Но наш дедушка был настоящим героем, ветераном. Он служил в танковых войсках и встретил Победу в Будапеште. Последние годы своей жизни провёл здесь, в Калининграде. Он никогда не любил рассказывать о войне, – поделилась Лилия Болтнева. – Мирного неба всем нам! Никто не забыт, ничто не забыто. Наши дети должны знать и помнить это! И я верю, что победа будет за нами!»

 

Лилия Николаевна Болтнева

Лилия Николаевна Болтнева

 

Тысячи судеб в «Бессмертном полку», изображение №8

 

В шествии приняли участие руководители региона:

 

Алексей Беспрозванных, губернатор Калининградской области:

 

“Всей семьёй прошли в шествии «Бессмертного полка». Пронёс в колонне портрет своего прадедушки Николая Федотовича Салявина. Он погиб в ожесточённых боях при освобождении Орловской области в 1943 году. 

Для меня, для всей нашей семьи память о наших прадедах – особая часть жизни. 

Прадед моей жены Фёдор Алексеевич Сурков воевал на Калининском фронте. Занимался подготовкой диверсионных групп, воевал в партизанском отряде, закончил войну в звании подполковника госбезопасности. Награждён дважды орденами Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, медалями, именным личным оружием «ТТ». 

Знаю, что многие ждали акцию, и очень рад, что так много жителей и гостей к ней присоединились. Прошли вместе, в одном строю со всей страной – почти 68 тысяч калининградцев! У нас одна великая история. Одна память о героях тех лет, наших предках!»

 

 

Тысячи судеб в «Бессмертном полку», изображение №9

 

Андрей Кропоткин, председатель Законодательного собрания Калининградской области, нёс портрет своего деда, Андрея Сидоровича Кропоткина:

«Мой дедушка… Он ушёл на фронт в самое пекло, в 1941-м, и прошёл через ад до 1944-го. Под Ригой его настигло третье ранение. После этого комиссовали. Он был настоящим солдатом! Дожил до 88 лет и много рассказывал о войне. Ветеранам – крепчайшего здоровья и долгих лет! Пусть небо над головой всегда будет мирным! Мира и благополучия каждому жителю Калининградской области, всей нашей великой России!»

Тысячи судеб в «Бессмертном полку», изображение №10

 

Алина Кузнецова

Фото Вячеслава Качалова

Вы здесь