Перейти к основному содержанию
Нескучные факты о калининградском трамвае

Нескучные факты о калининградском трамвае

07.11.2024
7 ноября 1946 года можно считать днём возрождения трамвая в Калининграде – после перерыва он вышел на линию, сменив кёнигсбергского предшественника

Солидный возраст

Считается, что в Калининграде старейшая действующая трамвайная система в России, так как она берёт начало ещё в Кёнигсберге. Здесь трамвайное движение началось с конки весной 1881 года, а первый электрический трамвай вышел на линию 31 мая 1895-го. Его работа прервалась лишь в январе 1945-го, когда Вторая мировая война принесла городу разруху, а затем и смену хозяина. 7 ноября 1946 года первый калининградский трамвай отправился от Житомирской улицы в сторону зоопарка. Об этом сообщила «Калининградская правда» во втором своём номере. 

Первая публикация про трамвай, «Калининградская правда», декабрь 1946 года

Трамвай стал первым видом общественного транспорта, запущенным в советском Калининграде. На восстановление трамвайного сообщения были брошены силы и предприятий, и населения.


Редкая колея

Ширина колеи калининградского трамвая – всего 1000 мм, но такой узкой она была не всегда. Раньше она составляла 1435 мм. А узкие пути были переложены непосредственно для электрического трамвая: такая необходимость была вызвана небольшой шириной городских улиц. Такая же узкая колея в России сохранилась ещё в Пятигорске и Евпатории.

Улица Багратиона, 1953 год. Из фондов Государственного архива Калининградской области

Маршруты и адреса

В довоенном Кёнигсберге работали 13 (по некоторым данным – 15) трамвайных маршрутов. В советском Калининграде их максимальное количество доходило до 10 – столько их было на линии в 1985 году. Сейчас маршрутов только два – № 3 и № 5. Интересно,  что не всегда трамваи с такими номерами ездили по тому же направлению, что и сейчас. «Тройка» в 60-х годах прошлого века перевозила пассажиров от Центрального рынка до улицы Горького, в 70-е и 80-е – от парка им. Калинина до парка им. Гагарина, а в 90-х этого маршрута уже не было. «Пятёрка» более стабильна. С 60-х по 90-е она ходила от улицы М. Борзова (прежнее название – улица Мастеровая) до Аллеи Смелых. Сейчас она направляется туда с Бассейной.

Площадь Маршала Василевского, фото Е. Гаврилова, открытка 1987 года. Из фондов Государственного архива Калининградской области

Местные трамваи

Первые трамваи, на которых ездили калининградцы, были сконструированы в 1924 году непосредственно в Кёнигсберге на вагоностроительном заводе «Штайнфурт». С 1946 года он стал Калининградским вагоностроительным заводом. Изящный вагон цвета слоновой кости, в народе «пломбир», в своё время привёз с международной выставки звание лучшего германского трамвая. В Калининграде они ходили на линии минимум до 1953 года, пока на вагоностроительном заводе не сочли, что ремонтировать изношенные вагоны больше нет смысла. 

Проспект Победы. Из фондов Государственного архива Калининградской области

Трамваи-иностранцы

В СССР вагоны для узкой колеи не производились. В 1952 году от калининградского обкома ВКП(б) и облисполкома к Иосифу Сталину из Калининграда улетело письмо с просьбой «разрешить приобрести для города 50 трамвайных вагонов узкой колеи, в том числе 25 моторных, с запасными частями и технической документацией» в ГДР. А 25 декабря 1954-го в Калининград прибыли из ГДР первые вагоны LOWA (Вагоностроительный завод Гота). Ещё одна их партия пришла в первом полугодии 1955 года. Немецкие вагоны поставляли до 1967-го. 

Вид на Ленинский проспект возле магазина «Силуэт», 1964 год. Из фондов Государственного архива Калининградской области

В разные годы в Калининграде ходили и чешские скоростные «Татры», и вагоны-«гармошки», и низкопольный польский PESA, и немецкие «старички» марки «Дюваг». Сейчас в парке предприятия «Калининград-ГорТранс» 40 трамваев, 16 из них – выпущенные в Санкт-Петербурге «Корсары». Их тележки изготавливали по индивидуальному техзаданию – опять же по причине узкой колеи. 

«Ассортимент» трамваев от АО «Калининград-ГорТранс»
Трамвай «Корсар»

Не так давно «Калининград-ГорТранс» посетили представители Музея трамвая из Коломны – родины российского трамвая. Теперь в их музее появится экспозиция, посвящённая и нашему калининградскому трамваю.


Особые случаи и трамваи

В составе парка «Калининград-ГорТранса» есть особые пассажирские трамваи. Один – театральный, в нём в сезон проходит спектакль Калининградского областного драматического театра. В другое время жёлтенькую «Татру» можно увидеть на линии. 

Театральный трамвай

Ещё один заметный – немецкий «Дюваг» 1963 года выпуска. В конце 90-х он работал на линии, потом долго стоял на приколе. В 2012 году его починили, и с тех пор на нём проводят экскурсии. На маршрут он выходит только в случае крайней необходимости.

Трамвай «Дюваг»

Его «брат»,  который на два года младше, сменил род деятельности: он уже не на ходу и  работает во «Фридландских воротах» музейным экспонатом. Посмотреть и потрогать  калининградские трамваи, а также послушать рассказ специалистов про их историю  можно и в самом трамвайном депо, где регулярно проводятся дни открытых дверей  и экскурсии. Кстати, доехать в ту сторону можно на трамвае № 3.


Маргарита Башилова

Благодарим за помощь в подготовке материала помощника директора «Калининград-ГорТранса» Светлану Сотниченко, краеведа Евгения Мосиенко.

Фото Сергея Лисовика, Маргариты Башиловой, Государственного архива Калининградской области

Вы здесь