Разработкой веломаршрута и его маркировкой занимался туристический многофункциональный комплекс Friday centre. Как рассказал его руководитель Сергей Свердлов, направление объединяет несколько дорог общего пользования.
«Несколько общедоступных дорог: асфальтовых, грунтовых и технологических – теперь связаны в единую инфраструктуру. Оказалось, что в России нет стандартов маркировки веломаршрутов, и нам пришлось их разработать и утвердить. Этим мы занимались на протяжении года, была проделана большая административная работа. Спасибо большое правительству Калининградской области, которое активно приняло участие в ней. Лицензионная компания создала дорожные знаки, эти стандарты согласованы с ГИБДД. Теперь они будут единые для всей России, мы стали первыми в этом деле».

Всего по маршруту установлено больше 50 новых знаков. Каждый имеет куар-код, который даёт возможность сориентироваться на местности и выбрать дорогу. Сделаны информационные щиты на всех пяти шлюзах, там же есть дорожные карты. Кроме того, в Правдинском округе установлены большие информационные щиты для водителей с предупреждением о движении велосипедистов. Дорожные службы привели в порядок сам маршрут: выровняли грунтовую дорогу грейдером, косят траву и обрезают кустарники. Территория шлюзов также облагорожена.

Трёхвековая стройка
Что же такое эти шлюзы и чем они так интересны?

Мазурский канал находится на территории двух стран – России и Польши. Он недостроен, поэтому не используется в качестве водного пути. Общая длина канала превышает 50 километров. Он должен был соединить Большие Мазурские озёра и Балтийское море.
Первую попытку связать Мазуры и море для организации судоходства предприняли в 1764 году в Восточной Пруссии. Планировалось, что озеро Мауэрзее и реку Прегель соединит канал из семи участков с сухопутными рампами. По рампам суда должны были перемещаться на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулёров. Однако через несколько лет проект забросили из-за трудностей, возникших при углублении русла. Спустя более ста лет разработали новый проект, но из-за отсутствия денег его реализацию постоянно откладывали.
На участке предложили построить десять шлюзов, с помощью которых суда должны были преодолевать разницу высот в 110,7 метров между уровнями воды в реке Алле (ныне река Лава) и озером Мауэрзее.

Средства выделили в начале XX века, и работы начались весной 1911 года. К 1914-му осуществили три четверти запланированного и начали возводить три шлюза. Стройку пришлось приостановить из-за Первой мировой войны. Возобновить строительство канала смогли только в 1920 году, но из-за экономического кризиса дело вновь встало. В 1934-м специалисты опять приступили к реализации проекта, в который внесли изменения. Русло канала решили расширить до 23 метров и углубить до 2,5 метра. После начала Великой Отечественной войны строительство замедлилось, а в 1942 году окончательно остановилось. Готовность канала составила около 70 %. Во время отступления немецких войск он использовался как линия обороны. Мосты, кроме одного, были взорваны.

После войны канал оказался разделён границей на две части между Советским Союзом и Польшей. Страны признали нецелесообразным завершение строительства Мазурского канала. На границе соорудили дамбу.

Первое время шлюзы работали исправно, в канале была вода. Старожилы посёлков Дружба и Озерки вспоминают, как на его берегах всегда можно было увидеть рыбаков. В середине 1960-х вода ушла из советского участка, поэтому объект исключили из реестра водных путей. Он оказался заброшен. Часть гидротехнического оборудования демонтировали.

Вперёд, на шлюзы!
Десять шлюзов канала названы в честь ближайших населённых пунктов. Пять из них находятся в России, на территории Правдинского округа Калининградской области. Именно по ним и был проложен веломаршрут.

Путешествие начинается в посёлке Дружба у шлюза Allenburg I (Дружба I). Это единственный шлюз на всем канале, где была применена распределительная система питания и цельнолитая камера. Он уникален и тем, что здесь сохранился дом оператора. Сейчас в нём находится Музей смотрителя.


Allenburg II (Дружба II) отличается от других шлюзов отсутствием встроенного автодорожного моста. Основные цилиндрические затворы в верхней голове шлюза сохранились и немыми стражами встречают гостей.


Шлюз Gross Allendorf (Костромино) – единственный на всём Мазурском канале со сплошным остеклением машинного зала нижней головы. Он оборудован одним сберегательным бассейном. Верхние и нижние ворота в настоящее время демонтированы. Основные затворы в головах шлюза сохранились.

Четвёртый шлюз Wilhelmshof – самый маленький в российской части канала, в высоту он составляет 7,5 метра. Его строительство было засекречено, известно, что эту часть канала практически завершили. Возле него были возведены здания для обслуживающего персонала, автомобильные и железнодорожные мосты. Однако в 1990-е годы работы окончательно остановились, часть конструкций была демонтирована. В 2001-м у шлюза восстановили дорожный мост.

Georgenfelde в посёлке Озерки – самый большой шлюз в российской части канала. Оборудован двумя сберегательными бассейнами, находящимися на разной высоте. Их цилиндрические затворы демонтированы. От былой механизации осталось немного. Сохранились основные затворы в головах шлюза, нижние подъёмно-опускные ворота. Оборудование и элементы механизации Георгенфельде, которые можно было использовать на других объектах, демонтировали, а то, что осталось, пошло на металл.




Владлена Герне, фото автора