Калининградка Светлана Нигматулина на встрече с президентом России Владимиром Путиным обсудила развитие условий для людей с ограничениями по здоровью
Президент России Владимир Путин, отвечая на её вопрос, указал на важность развития инфраструктуры и доступности туризма для людей с различными ограничениями по здоровью.
Светлана Нигматулина почти десять лет занимается данной сферой в нашем регионе. О том, что уже сделано, что предстоит и что для Светланы означает встреча с президентом России, её расспросила «Большая районка».
– Светлана, расскажите, пожалуйста, как вам удалось поговорить с президентом России?
– Я была приглашена в качестве гостя на Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, который посвящён пятилетию волонтёрства и добровольчества в России. Когда я ехала в Москву, я не знала, что попаду на встречу с президентом. Там мне сообщили, что я приглашена, и для меня это был такой, знаете, сюрприз. То есть я приехала не подготовленная к встрече абсолютно. Пришлось на месте собраться, насколько это было возможно. Встреча была в зале, где проходит ежегодно «Ёлка желаний». Там были представители разных направлений в сфере добровольчества.

– О чём вы решили сказать на встрече с президентом?
– У каждого была своя тема, а я занимаюсь туризмом в большей степени, об этой теме знаю много. Всё, что происходит в России с точки зрения туризма для людей с ограниченными особенностями, для меня тема достаточно понятная и прозрачная.
Во время встречи президент снял с ёлки шарик, на котором было желание мальчика приехать в Калининград и посетить Музей Мирового океана. Ну, я подумала, что это такой хороший повод вступить с президентом в диалог. Обратилась к нему, представилась. Напомнила ему, что три года назад у меня уже был опыт общения с президентом по видеосвязи, когда я рассказывала про наш синий автобус для инвалидов, который мы смогли запустить в городе. Я и тогда просила президента обратить внимание на создание таких вот автобусов в стране, которые могли бы быть полезны для перевозки туристов с инвалидностью.

И вот в этот раз рассказала о том, что многое изменилось в лучшую сторону, что туризм стал более доступным и всё больше людей стали иметь возможность путешествовать. Именно те люди, которые имеют разного рода ограничения. Я поблагодарила его за эти изменения в стране и попросила и дальше уделять внимание этой сфере.
– А как Владимир Путин отреагировал на ваше обращение?
– Президент похвалил нашу область, сказал, что Калининград – хороший регион, что здесь много чего сделано и делается в плане инфраструктуры. Я ему сказала о том, что для развития туризма для маломобильных людей очень важно уделять внимание транспорту. Он со мной согласился, что да, это очень важно, и в этом направлении работают. Это не только его личная заслуга, но и правительства, да и других структур, которые причастны к этой сфере. Пожелал нам удачи.
Вот такая была история в моей жизни. Конечно, для меня она особенная, наверное, как и для любого другого человека, который бы оказался рядом с президентом, у которого возникла бы такая возможность пообщаться и что-то рассказать. Мы ещё раз проговорили тему развития доступного туризма, потому что она действительно важна. В стране очень много регионов, которые заинтересованы в этом. Им, конечно, нужна поддержка. И здорово, если на таком уровне эта поддержка будет оказана и у людей будет поменьше препятствий в создании доступных туруслуг для путешественников с инвалидностью.
– Вы думаете, что после этого разговора развитие туризма для маломобильных людей будет продолжено с поддержкой на самом высоком уровне?
– Сейчас уже помогают бизнесу создавать доступную среду – разные гранты даются. У нас маршруты появляются, один из которых в Калининграде мой, ему был присвоен статус «национального турмаршрута России». Я тоже об этом напомнила и подчеркнула уникальность нашего региона, что это такой пример для других областей.
Рассказала о Музее Мирового океана, сказала президенту, что он включён во все наши программы и гости, которые к нам приезжают, посещают его, им проводят экскурсии. Поэтому, если это уместно, мы могли бы помочь исполнить мечту мальчика, который хочет посетить Музей Мирового океана.
– А с какими гостями в Калининградской области вы работаете?
– Больше делаем акцент на туристов с инвалидностью, но они же приезжают и с друзьями, с родственниками. Для них также делаем программы – такие, чтобы они были интересны всем.

Дело в том, что всё больше появляется объектов абсолютно универсальных, где не нужно делать никакого акцента на инвалидности. Люди просто имеют возможности по-настоящему равные. То есть любой человек, который захотел прийти в музей, может прийти туда независимо от его ограничений. И нам уже не надо узнавать заранее, есть ли там пандус или нет, есть или нет лифта.
– А вы уже сами бывали в наших новых локациях: в Музее Мирового океана и филиале Третьяковской галереи?
– В Музее Мирового океана есть много всего, от чего радуется глаз. И доступная среда хорошая, и туалетная комната есть. Везде можно попасть. И лифты, и пандусы. Всё очень красиво, органично сделано. Это место, которое достойно посещения. Люди, которые к нам летом приезжали, остались в восторге и говорили, что только ради этого можно приезжать в Калининград. Группы были смешанные: половина людей с инвалидностью, а вторая – сопровождающие – мужья, жёны, мамы, папы, семьи с детьми. Все они чувствуют себя полноценными туристами.
Филиал Третьяковской галереи – это что-то новое для гостей. Я там проводила тренинг по обучению сотрудников, рассказывала про доступное пространство, как персонал должен работать во время экскурсии, как люди, которые там находятся, должны корректно реагировать. То есть это больше, наверное, про культуру обслуживания и приёма.

Рекомендации дала, как комфортно проводить экскурсию, какие должны быть группы. Допустим, как поставить правильно группу перед экспонатом, как экскурсовод должен взаимодействовать. Поэтому почти во всех музеях Калининградской области сотрудники прошли обучение. И когда мы привозим наших гостей, то у меня нет сомнений, что там что-то пойдёт не так.
Когда мы только начинали, я почти всегда группу сама сопровождала и наблюдала, как работают экскурсоводы, как работают сотрудники, и потом какие-то рекомендации давались. Сейчас, например, на форте № 11 настолько идеально, что я уже не сопровождаю группы. Я знаю – там есть опытные сопровождающие, и понимаю, что ничего не случится плохого.
Людям с инвалидностью должно быть комфортно находиться на объекте, но также и сотрудники должны себя чувствовать уверенно. Когда это складывается, тогда получается хорошее впечатление, тогда экскурсия становится успешной. А Третьяковская галерея сама по себе уникальное место. Есть много людей, которые увлекаются живописью, но живут далеко от больших музеев и выставочных пространств.
– Что-то новое запланировано в этом году в плане экскурсионной программы?
– Да! В январе у нас будет первый зимний тур. Мы до этого никогда не делали зимние туры. В этом году поведём людей в Третьяковскую галерею, посмотрим, как понравится нашим гостям, как отработают сотрудники музея. Для них это тоже опыт, который они должны набрать.
– Вы подчёркиваете, что мы на лидирующих позициях в плане доступности туристических объектов для людей с инвалидностью. А что же в других городах происходит?
– Я говорю про Калининград, потому что почти уже девять лет занимаюсь туризмом. За эти годы у нас получилось выстроить системную работу, нужно было как-то свести всех в одной точке, включая органы власти, министерство по туризму и культуре. С министерством хорошие очень взаимоотношения, всё решается без долгих переписок, без формализма, на уровне человеческих взаимоотношений. Там всегда оказывается информационная, административная поддержка. И это здорово!

То есть мы не говорим про деньги, мы деньги никогда не просили. Но ежегодно каждый турист, который приезжал к нам, получал подарки от министерства по туризму и культуре. Прямо такая традиция. Министерство выделяет сувенирную продукцию, фирменную, калининградскую, не было такого, чтобы какая-то группа не получила такие подарки.
Ну и бизнес нас воспринимает, мы не просим бесплатные отели или обеды, но, конечно, я разговариваю, объясняю, можно немножко снизить цену за ночь или получить групповую скидку, потому что всё-таки в летний сезон стоимость отеля высокая. Людям сложно осилить, и отели идут навстречу, снижают стоимость проживания, из-за этого мы можем делать комфортную стоимость тура. Мы иногда делаем бесплатные экскурсии в рамках гранта, ну это в основном местные жители, они пользуются такой возможностью.

– А что ещё в нашем регионе есть, чего нет в других в стране, с точки зрения инфраструктуры для инвалидов?
– У нас появился экскурсионный автобус, единственный в России, который даёт нам возможность перевозить полноценные группы. Свободно арендуют этот автобус другие компании. К сожалению, пока тема транспорта плохо решена в России, таких автобусов почти нет, именно больших экскурсионных, которые, подчёркиваю, перевозили бы группу, а не 1-2 человек на коляске.

Сейчас все строящиеся отели предусматривают условия для перемещения и проживания таких людей. К сожалению, пока тоже не хватает мест проживания, потому что даже на побережье есть нехватка отелей, которые бы имели больше одного-двух адаптированных номеров. Это пока наше, так скажем, слабое звено.
Стали адаптироваться национальные парки, именно особо охраняемые природные территории. Они оставались недоступными для гостей с инвалидностью. Мы начали с национального парка Куршская коса, потом уже реализовали три проекта за счёт гранта, подарили инфраструктуру парку. В Танцующем лесу были переделаны дорожки, и там дальше высота Эфа, с каждым разом всё лучше и лучше у них получается. Мы обучали представителей других национальных парков. Так что благодаря нам национальные парки России становятся более доступными.

– Наша положительная практика распространяется по всей стране?
– Да, другие регионы берут наши туры под копирку. Это шести-семидневные программы: Сочи, Екатеринбург, Красноярск – уже есть такие программы, там люди делают так, как мы. Я не против – это, наоборот, очень здорово. Калининград всё равно остаётся впереди всех, к нам приезжают туристы, которые возвращаются и во второй, и в третий, и в пятый раз. Работаем мы в правильном направлении.
Если раньше мы работали на побережье в Светлогорске и Зеленоградске, то сейчас уходим на восток области – это и Железнодорожный, Правдинск, Гусев и, конечно, хочется Виштынецкое озеро охватить. Всё больше предпринимателей адаптируют свои услуги для адаптивных гостей, и это здорово.

Евгения Дроздова
Фото из личного архива Светланы Нигматулиной







