Житель Калининградской области Тофик Ревенков с позывным «Вест» в зоне специальной военной операции воевал штурмовиком в составе одного из подразделений спецназа «Ахмат». Мы расспросили его, как сражаются самые бесстрашные бойцы?
– Расскажите, почему отправились в зону специальной военной операции?
– Я отправился в зону СВО в конце 2022 года добровольцем. Прошёл специальную подготовку в Российском университете спецназа. А почему пошёл? Ну, я же вырос в СССР, и первая командировка на фронт для меня была какой-то смесью патриотизма с экстремальным туризмом. А вторая командировка – уже нормальная, как обычная работа для нас, для настоящих мужиков.
– До СВО у вас был боевой опыт?
– Я проходил срочную службу, но это было очень давно. Тем более в инженерных подразделениях. Так что настоящего боевого опыта не было. В добровольческих отрядах у всех две специальности – стрелок да штурмовик.

– Где приходилось воевать?
– Участвовал в боях в ДНР и Запорожье. Сражаться приходилось в таких известных местах, как Новомихайловка, Марьинка, и под Вербным работал. Отдельно можно про Марьинку рассказать. Мы когда в этот город зашли, он представлял собой свалку строительного мусора. Противник там уже закрепился, а нам пришлось цепляться за каждый подвал, за каждую развалину, продвигались буквально по метру. А если за сутки на дом продвинешься, то для нас это был маленький праздник.
– Бой там был настолько ожесточённый?
– Да! Чуть ли ни на уровне рукопашного боя. Крайняя позиция, которую я занимал, была в 30 метрах от того, где находился опорник противника. Хотя, как нас учили в Российском университете спецназа, солдат, который дошёл до рукопашной, это плохой солдат (смеётся – примеч. автора). Почему? Это значит, надо расстрелять весь боекомплект. Ну, или есть даже такой анекдот, что потерял автомат, поэтому нужно найти такого же «умника» на поле боя и вступить с ним в рукопашный бой. Это всё шутки, конечно!
Там меня ранило, потом госпиталь и восстановление, и поехал под Бахмут. Там мы сражались в районе посёлков Клещеевка и Курдюмовка.
– Это прямо горячие точки на карте специальной военной операции. Страха не испытывали?
– Это чувство испытываешь всегда. Но дело не в том, испытываешь страх или нет. Главное – подавить его, спрятать куда-то внутрь. Страх – это естественное чувство, которое помогает выжить, когда оно активируется – сразу включается чувство самосохранения.
– Вашу грудь украшает медаль «За отвагу». За что вы её получили?
– За бои в Марьинке. Проявил, значит, свои лучшие качества и умения в этом жесточайшем бою.
– Приходилось терять боевых товарищей на передовой?
– Знаете, жизнь штурмовика красивая, интересная, но короткая. Просто со временем сознание меняется, поэтому потери принимаешь как данность. Ведь в следующий момент и ты можешь погибнуть. Это фронт, здесь каждый день борьба не на жизнь, а на смерть. Тем более при такой активности дронов. Не всегда удавалось прятаться от них или отстреливаться.
– А как семья отнеслась к тому, что вы отправились в зону СВО?
– Родные и близкие нормально отнеслись. Тем более что у меня дети уже взрослые, зять находился в зоне специальной военной операции, да и брат жены тоже ушёл на СВО. Поэтому я там был не первый и не один.


Константин Морозов
Фото из личного архива Тофика Ревенкова








