Дымка пара, аромат трав, шелест берёзовых веников – в этом пространстве Анастасия Филиппенко чувствует себя как дома
Ещё несколько лет назад она и представить не могла, что дело её жизни окажется связано с баней. После сорока жизнь словно перевернуло, переосмыслило. Мама двоих детей, работница офиса со строгим напряжённым графиком, потом домохозяйка, живущая на попечении мужа, она совершила поворот, который для многих кажется неожиданным, а для неё стал логичным продолжением пути к себе. Теперь Настя – пармастер.
Банный дух
Баня в русской культуре всегда занимала в особое место. Её строили на краю участка или у самой воды. Здесь ярко проявляются и сходятся воедино все природные стихии. Огонь пылает в печи, вода плещется в ушате и превращается в пар, воздух наполняется жаром и влагой. Человек делит это пространство с могущественными стихиями и незримыми силами, обитающими на границе миров.
Интерес к славянским традициям у Насти был всегда. Вынашивая своего первенца, она с увлечением создавала кукол-берегинь.
«И так получилось, что я пришла в «женскую баню». Женская баня – она бережная. Мы просто девичник организовали: всё застелили красиво сеном, травами, цветочками, берёзовые венчики сами сделали. В общем, было хорошо. И мне так понравилось быть в этой энергии, что однажды меня просто пригласили работать в баню».
Так от плетения кукольных нитей-оберегов Настя пришла к созданию реального пространства женской заботы и тепла. Она стала пармастером.
Пармастер – сегодня это уже не просто знаток пара и веника. Современные мастера – это проводники в мир глубокого банного ритуала. Сегодня эта профессия возрождается в России, и её представители сочетают традиционные техники парения с разными видами ухода, массажами, фитотерапией и даже психологией.
Как и любая другая профессия, пармастерство требует серьёзной подготовки и постоянного совершенствования навыков. В Калининграде пока нет собственной школы банного искусства, поэтому знания часто передаются индивидуально: от мастера к ученику.
Женская баня
В пространстве бани, собравшись вместе, женщины позволяют себе забыть о буднях. Работа Насти – это воплощённая философия бережного отношения.
«Чем отличается женская баня от мужской? Во-первых, градусами. Потому что мужчины считают, что если меньше 100, это вообще не баня. Женскую баню я провожу при 70 градусах. При такой температуре можно находиться дольше в натопленном помещении, тело прогревается глубже, выводятся токсины, не вызывая стресса от «ожога».
Баня создаёт уникальные условия: жар глубоко прогревает мышцы, подготавливая их к работе, а атмосфера всепоглощающего тепла и пара растворяет телесные зажимы и душевные барьеры, ум освобождается от суеты.
Как не запариться?
Работать в бане по 12 часов – задача не из лёгких. Секрет Насти прост: слушать себя. Вовремя выходить на свежий воздух, «не терпеть» и не строить из себя героя. Это позволяет ей работать целый день в пару, не превращая любимое дело в изнурительный труд. Холодная вода после жара, пауза на воздухе или минута тишины – её личные «регуляторы пара» в профессии. Она считает, что шашлык и напитки нужно оставить для пикника на даче, это не «отдых» в бане.
Эта работа стала для Насти гораздо больше, чем профессия. Это реализация её потребности заботиться и создавать уютное пространство для общения – то, чего не хватает сегодня в нашем спешащем мире.
Это её история о том, как чуткость к себе, интерес к традициям и смелость сказать «да» новому могут привести к обретению дела, которое греет душу и дарит свободу, создавая при этом островок тепла и бережности для других.
Алёна Мананкова