Гостем студии Центра управления регионом (ЦУР) стал министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Он ответил на вопросы калининградцев, а начался разговор с одной из самых популярных тем – строительства велодорожки «От косы до косы».
Велодорожка или стройплощадка?
«Если говорить о той части велодорожки, которая идёт на территорию Куршской косы, этим занимается национальный парк, – напомнил Андрей Ермак. – И, насколько я знаю, они сейчас перенесли сроки завершения строительства своей части велодорожки на декабрь 2025 года. То есть мы рассчитываем, что в конце года велодорожка будет полностью достроена по территории Куршской косы, и в следующем сезоне можно будет совершенно спокойно ею пользоваться.
Что касается оставшейся части, то она разделена на два самостоятельных проекта. Первый проект уже завершён – он идёт от территории Зеленоградска, от корня Куршской косы до посёлка Приморье. Этой частью можно спокойно пользоваться, я и сам катаюсь по этой велодорожке. Там всё хорошо, муниципалитеты за ней следят, благоустройство осуществляют, необходимый ремонт и т. д.
А вот следующая часть, которая за Приморьем, через Янтарный до Балтийской косы, это велодорожка, которая ещё находится в процессе строительства, – вот по ней ездить нельзя. Независимо от того, какие бы участки там не были готовы – там может быть пять километров готово, три не готово… Во-первых, это некомфортно, потому что она прерывается, а во-вторых – это пока ещё незаконченный строительством объект, со всеми вытекающими последствиями. То есть там можно получить травму, если случайно наехать на какой-нибудь оставленный строительный инструмент, или повредить велосипед, если дорожка вдруг резко где-то закончится…
Ещё раз подчеркну, что это ещё не велодорожка, на сегодняшний день это строительная площадка, на которой ведутся работы, и мы рассчитываем полностью завершить их до конца 2026 года. Так у нас по контракту, по договору, который мы подписали в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство».
Мы поставим ещё дополнительные знаки по всей протяжённости велодорожки, чтобы было понятно, что это строящийся объект. 20 декабря 2026 года он станет полноценной велодорожкой, когда подрядчик оттуда уйдёт – и это будет красивая, удобная, комфортная трасса для путешествий на велосипеде», – рассказывает министр по культуре и туризму Андрей Ермак.
Классы для гостиниц
«С 1 сентября все гостиницы области уже обязаны иметь классификацию, иначе работать они не смогут. У нас в регионе ситуация, на мой взгляд, очень хорошая. Мы входим в топ-10 регионов России, которые наиболее успешно эту работу проводят. Большинство отелей и гостиниц уже завершили классификацию.
Есть, конечно, объективные ограничения, например, если у отеля до сих пор земля под индивидуальным жилищным строительством. Конечно, об этом надо было думать чуть раньше – несколько лет назад область помогала решать вопрос, даже было соответствующее поручение переводить из ИЖС уже построенные готовые объекты.
Так вот, эту работу действительно надо завершить до 1 сентября. У нас, в принципе, осталось немногим больше десятка отелей, которые не определились, будут ли они дальше работать или закроются. Думаю, они определятся за эту неделю, поскольку получить эту классификацию можно буквально за два-три дня, там нет ничего сложного. Но некоторые, конечно, рассчитывают на то, что всё-таки будет какой-то переходный период, отложенный контроль, и они успеют поработать ещё в «серой зоне», как привыкли.
Сразу предупреждаю, такого не будет. У нас министерство контроля сразу выходит на проверку, начиная с сентября, и будет проверять выборочно отели на предмет того, прошли они классификацию или нет», – говорит Андрей Ермак.
Итоги сезона
«Что касается музеев, то у нас тройка лидеров, как говорится, неизменна всегда. Это Музей янтаря, Музей Мирового океана, Историко-художественный музей. И, конечно же, зоопарк. Это, можно сказать так, тоже музей, мы всегда его рассматриваем именно в таком контексте.
А что касается турпотока, он не изменился глобально в сторону уменьшения, как многим может показаться – наоборот, количество туристов увеличилось. Но изменилось их поведение. Туристы стали больше сами себе режиссёрами – они перестают пользоваться услугами экскурсионных бюро, вместо отелей выбирают квартиры для того, чтобы более свободно себя чувствовать. Вместо организованных экскурсий выбирают взять машину в аренду и так далее. То есть демонстрируют такой подход к своему отдыху. Исходя из этого, у кого-то из туроператоров рост продаж и доходов, у кого-то, наоборот, падение. И поэтому есть такой дисбаланс в оценках туристического сезона. Хотя в целом у нас же легко всё посчитать – есть данные аэропорта, данные железной дороги, данные границ о том, сколько туристов к нам приезжает на автомобилях из сопредельных государств.
Влияет ли на турпоток погода? Конечно, бывает – потому что кто-то, допустим, отказывается из-за неё от запланированной поездки. Но в целом, я ещё раз подчеркну, количество туристов не изменилось – изменилось их поведение. А вот здесь уже погода влияет очень сильно. Именно поэтому у нас рост, например, продаж билетов в музеи. Это очевидно, поскольку в плохую погоду люди, конечно же, ищут возможность пойти в музей, на концерт или спектакль. Плюс осмотр достопримечательностей, поскольку у нас в области основной вид туризма – это именно культурно-познавательный туризм», – делится мыслями Андрей Ермак.
Татьяна Ласточкина
Фото правительства Калининградской области