На полигонах западного форпоста России готовят тех, кто первыми летит к цели
FPV-дроны изменили ход боевых действий. Война XXI века идёт в воздухе – на высоте. Теперь удары наносят беззвучные охотники, скрывающиеся в складках местности и заходящие с неожиданных направлений. Высота полёта постоянно меняется от двухсот до сверхмалых полутора метров. Те, кто управляют FPV-дронами, становятся глазами, руками и точечным ударом армии. За каждым успешным вылетом стоит человек, прошедший изнурительную подготовку, требующую предельной концентрации и почти ювелирной точности.
На полигоне в Калининградской области бойцы армейского корпуса осваивают новую профессию оператора дрона-камикадзе. Всё заточено под реальный бой, где цена промаха – жизни товарищей.
На столе – паяльник, моток изоленты, платы. Бойцы не только пилотируют – они сами собирают свои аппараты: прокладывают провода, подключают камеры, настраивают нужные программы.
Перед тем как впервые поднять дрон в воздух, бойцы прошли теоретический курс. Занятия шли по 12 часов в день. Перерывы – только на еду и зарядку аккумуляторов.
«У нас никто не спрашивает, умеешь ли ты программировать или паять, – улыбается инструктор по подготовке операторов БПЛА с позывным «Малой». – Умеешь воевать – научим остальному. Это другой вид боя. У тебя в руках – летающий снаряд. Ты решаешь, кого он поразит, а кого пропустит. Это ответственность».
На огневом рубеже установлены макеты бронетехники, оборудованы скрытые зоны запуска. Всё сопровождается пиротехническими имитациями. Когда FPV-дрон попадает в цель, раздаётся хлопок, взметается дым.
Руки должны быть как у хирурга, а голова – как у командира: думать, искать варианты, учитывать возможные трудности, принимать решения. Тут нельзя полагаться на автопилот. Всё – на ощущении пространства и моментального расчёта.
По сигналу инструкторов начинается запуск. Лопасти визжат, дроны срываются с рук и уносятся на высоту до двух-трёх метров – чтобы уйти от «вражеских» радаров и РЭБ...
На финальном этапе бойцы отрабатывают прохождение маршрутов на время, маневрирование в ограниченных коридорах, заход на движущиеся цели, групповые атаки.
Параллельно с учебными полётами на полигоне идёт инженерно-сапёрная подготовка: как монтировать электродетонаторы, как быстро подготовить беспилотник.
Все дроны снаряжаются муляжами боевой части. А на контрольных занятиях оснащают заряды настоящими подрывными. Это уже серьёзная, реальная боевая работа.
«Мы учим видеть бой с высоты. FPV – это разведка, удар и спасение одновременно. Эти ребята – будущее войны. И они готовы к ней», – подытоживает «Малой».
Дмитрий Толмачёв
Фото пресс-службы Ленинградского военного округа