Перейти к основному содержанию
Пути войны и мира

Пути войны и мира

02.08.2025

Калининградка Людмила Васильевна Шунина – одна из первых жительниц области. Её отец помогал восстанавливать железнодорожное сообщение на территории бывшей Восточной Пруссии.

 

Железнодорожный фронт

 

Железные дороги – стальные артерии страны – во время войн и конфликтов приобретают особое значение. Бесперебойность снабжения и эвакуации зависит от их сохранности. В годы Великой Отечественной войны техника, боеприпасы, продовольствие, войска и т. д. перебрасывались по железнодорожным веткам к линии фронта, и по ним же вывозилось в тыл мирное население, стратегически важные предприятия и специалисты.

 

Объёмы перевозок резко возрастали, а враг старался разрушить пути спасения. Тысячи железнодорожников в то суровое время прилагали титанические усилия, чтобы сохранить бесперебойное движение, совершали подвиги, гибли под бомбёжками и артобстрелами. Их «рельсовая война» против нацизма, направленная на восстановление железных дорог и приближение победы, продолжалась до капитуляции Германии. И после 1945 года они возрождали порушенное хозяйство уже для нужд мирного времени. Одним из таких незаметных героев войны был Василий Никитич Боярский.

 

Василий Никитич Боярский

Василий Никитич Боярский

 

Жизнь перевернулась

 

По воспоминаниям дочери, Василий Боярский родился в Казахстане, куда его деда сослали после революции. Отец его был обходчиком, так что железнодорожная стезя была выбором не одного поколения. Работая на станции Азат, Василий познакомился с молодой практиканткой Марией, они поженились и перед самой войной переехали на родину жены в Воронеж. В 1941 году у них подрастали дочка Люся и сын Володя.

 

Семья Боярских (девочка в центре - подруга Люси)

Семья Боярских (девочка в центре - подруга Люси)

 

После 22 июня жизнь этой семьи перевернулась, как и у миллионов советских людей. Отец был всецело поглощён нуждами военного времени. Людмила Васильевна была тогда совсем маленькой девочкой, но помнит момент, как папа вернулся домой во время её болезни: измождённый, чудом спасшийся, он пробирался лесами после уничтожения эшелона немецким бомбардировщиком. Он настоял на эвакуации жены и детей к родне в Казахстан, а сам отправился в военкомат.

 

Радость встречи

 

В следующий раз Люся увидела отца только в марте 1946 года в Гердауэне. За его плечами была тяжёлая служба, три контузии, армейский путь до Варшавы и перевод на восстановительные работы под Кёнигсберг, будущий Калининград.

 

На станции в Железнодорожном

На станции в Железнодорожном

 

Марию Ивановну, дежурную по вокзалу казахской станции Курорт Боровое, согласно записи в трудовой книжке, откомандировали в распоряжение начальника Литовской железной дороги по месту работы мужа, заместителя начальника станции Гердауэн. Это было счастливое воссоединение семьи после мучительных лет разлуки.

 

Дан приказ жене на запад

Дан приказ жене на запад

 

Переселенцы

 

После переезда Люсе исполнилось семь лет. Гердауэн стал посёлком Железнодорожным, папа работал на станции, а мама – в станционном магазинчике, бывшем сарае. Все продукты привозили из Черняховска. Боярские жили на втором этаже дома на улице, которая сейчас называется Школьной. Двухкомнатная квартира с громадной кухней была обставлена немецкой мебелью, купленной на складе. До сих пор у Людмилы Васильевны хранится швейная машинка «Зингер», на которой её мама обшивала домашних.

 

Дан приказ жене на запад

Дан приказ жене на запад

«Русские семьи рядом с нами поселились позже, – вспоминает она. – Первыми соседями были военные, по-моему, пограничники. В посёлке было ещё много немцев. Мы играли в классики и прятки с их детьми. Помню, что они были голодными, их матери вечно старались раздобыть хоть немного хлеба. А моя мама, будучи сиротой с ранних лет, знала, что такое недоедание и делилась с ними едой. Она их просто по-человечески жалела».

С мамой, сестрой Светланой и собакой Мушкой

С мамой, сестрой Светланой и собакой Мушкой

 

Урок вышивания

 

Первое время, когда в посёлке не было ни школы, ни детсада, и не на кого было оставить ребятню, Люся и Володя были предоставлены сами себе. Они пускались в путешествия по земле, буквально пронизанной осколками недавней войны. Один раз их развернули недалеко от польской границы, а однажды они устроили небольшой поджог во дворе, и им крепко влетело от отца. Обеспокоенная баловством мать, чтобы чем-то занять сорванцов, стала давать им задания: брат и сестра должны были покрывать вышивкой кусочки ткани. Это невинное воспитательное средство переросло для Людмилы Васильевны в пожизненное увлечение. Расцветшие под её рукой лебеди, Королевский замок в Кёнигсберге, Исаакиевский собор украшают стены её квартиры.

 

Людмила Васильевна Шунина и её работы

Людмила Васильевна Шунина и её работы

 

Взрослея, дети помогали с хозяйством: занимались огородом и живностью, собирали фрукты в саду, нянчили младших сестрёнок – Свету и Женю. Когда появилась начальная школа, ребятам преподавала совсем юная девушка, во внеурочное время – их товарищ по играм. Неудивительно, что первоклассница Люся так и не научилась читать.

 

Путевая династия

 

Школу она окончила уже в Мозыре, куда отца перевели по работе. Он продолжал трудиться на железной дороге и после выхода на пенсию.

 

Дом в Мозыре, 50-е гг.

Дом в Мозыре, 50-е гг.

 

Василий Никитич умер в 1983 году. Людмила Васильевна запомнила его весёлым и добрым человеком, после ранней смерти матери именно он стал опорой для детей. Его потомки унаследовали «семейную тягу»: все три дочери Боярских так или иначе связали судьбу с железнодорожной отраслью нашей области. Людмила Васильевна, к примеру, одно время работала весовщиком и дежурной по станции Прибалтийской железной дороги (а на пенсию она ушла с должности экономиста в отделе сбыта исправительной колонии № 9).

 

Юная калининградка

Юная калининградка

 

Её судьба сложилась вполне счастливо. В общежитии познакомилась с Евгением Шуниным, который после армии приехал на Балтику за рыболовной удачей.

 

Евгений и Людмила Шунины с дочерьми

Евгений и Людмила Шунины с дочерьми

 

В начале 60-х молодые поженились, у них родились дочери, а нынче у Людмилы Васильевны есть двое внуков и правнук Андрюша – футболист, вратарь, защищающий честь региона на соревнованиях. Уже перешагнув 70-летний рубеж, она несколько раз, повинуясь зову прошлого, посещала места своего детства – Железнодорожный, Мозырь, вспоминая, как босоногой девчонкой без страха бегала по местам недавних сражений, словно и не было никакой войны.

 

У дома семьи в Мозыре

У дома семьи в Мозыре

 

Ольга Ларионова

Вы здесь